Логотип Englishgid

Писатели, оказавшие заметное влияние на английскую литературу 19 века

Томас Мор

Томас Мор (1478 – 1535), с которого, собственно и берут свое начало знаменитые английские писатели, несмотря на «серьезное» происхождение из семьи известного в Лондоне судьи, с детства обладал исключительной веселостью. 13-ти лет он оказался в услужении самого архиепископа Кентербери Джона Мортона.

Однако не только остроумие, но и тяга к знаниям способствовали тому, что его суровый наставник предрек ему судьбу «изумительного человека».

Начиная с 1510 года, молодым юристом заинтересовался Король Англии Генрих VIII, и это означало для Томаса начало политической карьеры. 11 лет спустя он так преуспел в ней, что был посвящен в рыцари, к его имени добавилась приставка «сэр». А за манифест «В защиту семи таинств» он удостоился от папы Льва X титула Защитника Веры Англии.

Исследователи до сих пор не знают, отнести ли его «Историю Ричарда III» к историческому или к художественному произведению. Она похожа на хроники тех лет, однако обозначают и точку зрения автора, который дает оценку событий 1483 года, эта версия была весьма популярна и в творчестве литераторов 19 века.

Томасу Мору были присущи и другие таланты – поэта и переводчика. Ему приписывается, в частности, авторство 280 латинских эпиграмм, переводов с греческого языка и поэм.

Наиболее значительным творением Мора считается «Утопия», сохранившая актуальность в Англии в наши дни. Ее идеи использовали русские писатели 19 века. В жанре романа он заложил мощный посыл социалистической мысли.

Ее можно считать своего рода манифестом утопического социализма 19 века. Мастер эпиграммы, сам он отзывался о своем труде, как о полезном и забавном. Идеи отмены частной собственности и эксплуатации труда используют и современные литераторы.

Томас Мор

Томас Мор

Джонатан Свифт

Джонатан Свифт (1667 – 1745) широкой публике известен лишь как автор знаменитых «Путешествий Гулливера». Однако этот талантливый сатирик Англии проявил себя смелым публицистом, философом, поэтом и общественным деятелем, более всего ратовавшим за решение проблем своих родных ирландцев. Своим духовником его считают известные писатели 19 века.

Свифт вышел из небогатой семьи. Отец, его полный тезка, умер в чине мелкого судейского чиновника, когда его супруга была беременна будущим классиком английской литературы. Поэтому все труды по воспитанию малыша взял на себя его дядя Годвин, а свою родную мать Джонатан практически не знал.

Он прошел обучение в Тринити-колледже (Дублинский университет) с получением степени бакалавра, однако эта учеба на всю жизнь оставила в его душе скепсис к науке. Намного лучше ему давались языки – латинский и греческий, а также французский плюс он обладал отменными задатками литератора, оказавшего влияние на литературу Англии 19 века.

Еще до получения в Оксфорде магистерского звания (1692), он дебютировал на литературном поприще в качестве поэта.

Двумя годами позже Джонатан стал духовником и получил направление в Ирландию. Религиозного пыла будущему критику нравов хватило ненадолго, и уже в 1696-1699 годы он вернулся в литературу Англии сатирическими повестями-притчами и поэмами, получивших развитие в русской литературе 19 века.

Тем не менее, потеряв в Лондоне своих покровителей, он был вынужден вернуться в лоно церкви, не переставая творить на поприще сатиры. В 1702-м он становится доктором богословия в том самом Тринити-колледже, который ранее закончил.

Одна из двух написанных им ранее притчей – «Сказка бочки» - приносит ему популярность в Англии. В 1713-м он занимает должность декана собора Святого Патрика, войдя, таким образом, в большую политику. Главной темой его чаяний была борьба за ирландскую автономию, которую английские писатели активно воспевали в своих произведениях 19 века.

Интересно, что два первых тома «Гулливера» вышли в Англии анонимно (1726). Остальные два, впрочем, не заставили себя долго ждать (1727) и, несмотря на некоторые успехи цензуры, слегка подпортившей книгу, «Путешествия» мгновенно стали невиданно популярны. Достаточно сказать, что в течение нескольких месяцев книга была трижды переиздана, а затем начались ее переводы, продолжавшиеся в 19 и 20 веках.

Джонатан Свифт

Джонатан Свифт

Сэмюэл Ричардсон

Сэмюэл Ричардсон (1689 – 1761) по праву может называться отцом-основателем «чувствительной» литературы Англии, которую продолжили писатели 19 века. Тремя романами-китами – «Памелой, или Награжденной добродетелью», «Клариссой, или Историей юной барышни» и «Историей сэра Чарльза Грандисона» - он сформировал фундамент своей всемирной славы.

Это был не только замечательный писатель, но также авторитетный типограф и издатель Англии. Он пережил смерть жены и пятерых сыновей, женился вновь, и вторая жена родила ему четырех дочерей. Впрочем, Сэмюэл и сам был из большой семьи, в которой, помимо него самого, росло еще восемь детей.

Уже в подростковом возрасте Сэмюэл тяготел к писательству. В 13 лет знакомые девушки умоляли его написать за них ответы на присылаемые им любовные послания. Так, нехитрыми исследованиями девичьих сердец, он готовил почву для своих «трех китов», на которых и в 19 веке выросли свои плоды.

17-летним юношей он стал печатником, и долгие семь лет батрачил на мастера, который настолько невзлюбил Ричардсона, что ему одному из всех своих работников не давал никаких поблажек. Уйдя от него, Сэмюэль открыл свою типографию, а затем женился по расчету на дочери своего бывшего работодателя.

Свой первый роман Ричардсон написал в 51 год, и это творение моментально стало бестселлером, а его автор – прижизненным классиком.

Каждый из трех романов Сэмюэля повествует о жизни определенного сословия Англии - от низшего до высшего. Главное же их достоинство - фундаментальный разбор чувств и обильные нравоучения. Наиболее успешной критики в один голос называют его «Клариссу, или Историю юной барышни», идеи которой пришлись ко двору и в 19 веке, используют их и современные авторы.

Сэмюэл Ричардсон

Сэмюэл Ричардсон

Генри Филдинг

Генри Филдинг (1707 - 1754) является основоположником жанра реалистический роман в Англии, автором «Истории Тома Джонса, найденыша», а также плодовитым драматургом. Вышедший из генеральской семьи, потомственный дворянин, он закончил Итон, проучился два года в Лейдене, но вынужден был вернуться в Лондон и зарабатывать на жизнь драматургией.

Его первые опусы с явно сатирическим уклоном попали под огонь официальной критики, а после выхода из-под его пера «Золотого охвостья» власть приняла Закон о театральной цензуре, актуальный и в 19 веке.

Филдингу пришлось бросить театр, поступить в Темпльи и сосредоточиться на адвокатской карьере, дабы поддерживать семью. Попутно он увлекся журналистикой, но часто бедствовал и лишь покровительство богатого благодетеля Ральфа Аллена (впоследствии – прототип Олветри в «Томе Джонсе») помогло его детям, уже после смерти Генри, получить достойное образование.

Однако притягательность сатиры не давала ему оставить драматургию навсегда, и успех в Англии его «Мальчика с пальчика» стал продолжением его карьеры на этом поприще. Первым его крупным успехом стала «Шамела», в этом романе он принимает эстафету у Джонатана Свифта и успешно критикует мелодраматический жанр, бывший в те времена в большом фаворе и наиболее полно раскрывшийся в 19 веке.

Однако ни в нем, ни в последовавшем за ним «Джозефе Эндрюсе» Филдингу не удавалось достичь такого уровня мастерства, как в «Истории жизни покойного Джонатана Уайлда Великого». Тема мошенничества, начатая в этом романе, продолжилась в «Женоподобном супруге».

Венцом творчества Филдинга, несомненно, является его «Том Джонс». Здесь жанр плутовского романа уже практически полностью сформирован для того, чтобы плыть далее по волнам английской литературы, доступный для последователей.

А крен в сторону сентиментализму, сделанный им в «Эмилии», лишь свидетельствует о многогранном таланте этого великого писателя Англии.

Генри Филдинг

Генри Филдинг

Вальтер Скотт

Вальтер Скотт (1771 – 1832) первым употребил модное сегодня словечко «фрилансер» (в «Айвенго»), и это был не свободный художник, а наемный средневековый воин. Помимо писательства и поэзии, истории и адвокатуры, основоположнику исторического романа 19 века не было чуждо и собирательство древностей.

Он появился на свет девятым ребенком в семье интеллигентов, где отец был состоятельным юристом, а мать – дочерью профессора медицины. Тем не менее, в годовалом возрасте маленького Вальтера хватил детский паралич, и поэтому, несмотря на неоднократное лечение, его правая нога навсегда потеряла подвижность.

Свое детство будущий романист 19 века провел у деда-фермера, поражая окружающих живостью ума и уникальной памятью. Годы учебы связаны с его родным Эдинбургом, здесь у мальчика появилась тяга к изучению баллад и сказаний Шотландии и творчества немецких поэтов.

21-го года от роду он становится дипломированным адвокатом, а затем обзаводится собственной юридической практикой. В это время он много ездит по Британии, собирает свои любимые английские легенды и баллады.

Свою первую любовь писатель встречает в такой же адвокатской семье. Однако девушка предпочла ему банкира, чем навсегда разбила его сердце, частичками которого усеяны все его последующие литературные опусы.

К сожалению, детские болезни дают о себе знать в 1830-м апоплексическим ударом. Теперь теряет подвижность его правая рука. В течение последующих двух лет он переносит еще два таких удара, и умирает в 1832-м от инфаркта.

Теперь в его поместье Эбботсфорд открыт музей, в котором собраны все реликвии, связанные с его жизненными достижениями. Они начались переводами баллад одного из любимых им немецких поэтов Бюргера – «Леноры» и «Дикого охотника». Следующей в его переводе стала драма Гете «Гец фон Берлихингем».

Понятно поэтому, что дебютом Скотта в литературе 19 века могло стать только поэтическое произведение – баллада «Иванов вечер» (1800). Уже в 1802-м он разражается двухтомником, в который вошли как оригинальные баллады Скотта, так и переработанные им английские легенды.

А год спустя литературный мир стал свидетелем рождения первого романа в стихах «Мармион». Кроме того, ему принадлежит трон основателя исторической поэмы, а его творчество в 1805-1817 годах популяризировало лиро-эпическую поэму.

Вальтер Скотт

Вальтер Скотт

Так, став уже известным поэтом, он закончил в 1814 году «Уэверли» и начал карьеру, принесшую ему всемирную славу, которой завидуют писатели всей планеты. Несмотря на слабое здоровье, Вальтер Скотт был феноменально работоспособен. Он публиковал менее двух романов в год.

Это был Оноре де Бальзак английской литературы 19 века! Интересно, что он с самого начала искал свой путь в жанре исторического романа Англии. И, судя по успеху последовавших за «Уэверли» «Роб Роя», «Вудстока», «Айвенго», «Квентина Дорварда», «Антиквара» и других его романов, это ему вполне удалось!

http://www.youtube.com/watch?v=JTg0qkDsfaQ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Наверх