Одной из достопримечательностей Англии по праву можно назвать метро Лондона. Как бы не упрекали сами жители Лондона свою немного устаревшую подземку, она до сих пор считается чудом инженерной мысли. Метро Лондона считается одним из старейших, полезных и достаточно запутанных в мире.
Разберемся, чем же знаменито метро в Лондоне, какова его богатейшая история, как не запутаться в его многочисленных линиях и станциях, а также в том, сколько стоит проезд в подземных лабиринтах Лондона.
История Лондонского Метрополитена
Первые станции метро в столице Англии приняли пассажиров уже в 1863 году. История его создания начинается с имени Чарльза Пирсона, который хоть и не дожил до этого момента, но приложил немало усилий, чтобы открытие состоялось.
Тогда открылась одна линия метро всего с 7 станциями. Сначала поезда в нем ходили на паровозной тяге, что из-за недостаточной вентиляции приводило к трудностям дыхания пассажиров. Но метро в Лондоне быстро стало популярным, поскольку являлось самым быстрым транспортом.
Изначально тоннели строили траншейным способом (вырывали ров, затем оборудовали железнодорожные пути, устанавливали кирпичный свод и засыпали траншею), но затем от такого способа отказались, так как это приводило к сносу зданий наверху и затруднению передвижения по дорогам.
Постепенно метро в Лондоне расширялось, появлялись новые линии и станции, предпринимались поиски решений для оптимизации его работы, а также, что стало одним из факторов сложностей строительства и запутанности линий, менялось руководство метрополитена.
Разные начальники и структуры, не согласовывая своих действий, стали причиной многих до сих пор непонятных лондонцам конструкций и географии движения поездов.
С именем Чарльза Йеркса в Англии связывают небезуспешные попытки каким-то образом объединить до того момента хаотичную систему Лондонского метрополитена. Благодаря ему появилось сообщение между разобщенными участками метро.
Управляющим Лондонского Метрополитена в то время работал Фрэнк Пик, которого отличал дизайнерский талант. Он разработал узнаваемые во всем мире символы, логотипы, а также заказал создание облегченной для восприятия карты метро Лондона, усовершенствованный вариант которой используется и сейчас.
В годы Второй мировой войны подземные станции играли роль бомбоубежищ, здесь же располагались центральная аппаратная ПВО, оборудовано убежище и кабинет Уинстона Черчилля, а на некоторых станциях производились запчасти для техники. После войны модернизация и развитие метро в столице Англии продолжилось.
Сейчас отвечает за весь общественный транспорт в Лондоне, в том числе и метро, организация «Transport for London». В числе прочих она выкупила и «London Underground Limited».
Современное лондонское метро
Сейчас метро в Лондоне насчитывает 11 линий, чуть менее 300 станций и около 400 километров путей. 4 линии метро расположены на небольшой глубине, остальные 7 – глубокого заложения. Станции на линиях глубокого заложения расположены выше туннелей, что позволяет экономить расход энергии, т.к. поезда во время ускорения движутся с горы, а во время торможения – в гору.
Рассматривая вопрос о том, сколько человек ежедневно пользуется подземным транспортом в столице Англии, можно найти внушительные данные о пассажиропотоке в 3 миллиона человек.
Открывается метро в Лондоне примерно в 05-30 утра, однако некоторые поезда выходят на линию уже в 04-45. Закрывается метрополитен примерно в 01-00. Круглосуточно работает подземка лишь в дни больших праздников или международных событий, например, церемонии открытия и закрытия Олимпиады в 2012 году.
Круглосуточно метрополитен работать не может, поскольку большинство линий имеет всего по два пути (туда и обратно), а техническое обслуживание и минимальная уборка необходимы каждую ночь.
Рассматривая вопрос, сколько стоит лондонское метро, можно найти варианты экономии, если поездка в столицу Англии длится около недели или больше. Однако для путешественника-новичка не так все просто с расчетом стоимости проезда.
В Лондоне выделяют 6 транспортных зон, за пределами столицы Англии линии метро продолжаются, поэтому зон еще больше.
От количества пересекаемых зон (между пунктами посадки и назначения) и зависит то, сколько будет стоить поездка в метро.
Для большинства туристов, которые посещают в основном центр Лондона, одна поездка обойдется почти в 4,5 фунта, если разово приобретать билет. Можно приобрести неограниченное число поездок в течение дня, что обойдется в 7 фунтов, однако нельзя будет передвигаться в метро в час пик.
В любое время суток, даже в час пик, можно передвигаться с билетом за 8,5 фунтов.
Тем, кто предпочитает экономить, лучше приобрести специальную смарт-карту «Oyster card». Она стоит 5 фунтов, которые возвращаются, если вы вернете ее по окончании своей поездки в Англию. Положить на нее можно сколько угодно средств, однако власти поощряют пользование такими карточками и значительно снижают стоимость проезда по ним.
К тому же картами можно расплачиваться и в наземном транспорте. Самостоятельным туристам выгодно приобрести недельный безлимитный билет «Travelcard», который стоит около 30 фунтов.
Поведение в лабиринтах лондонской подземки
Если заранее разобраться, то можно обойтись без паники в огромном и запутанном Лондонском метрополитене и даже насладиться пребыванием в этом знаменитом месте Англии.
Увидеть на улице Лондона вход в подземку очень просто. Там используется узнаваемый во всем мире красный круг с синей полосой, на которой написано «Underground». При входе на станцию есть автоматы для покупки билетов и кассы с сотрудниками метро.
Практически везде дежурят работники станций, которые смогут помочь в покупке билета или подскажут, в каком направлении нужно двигаться. Как и в московском метро, для спуска в подземку нужно приложить карточку к желтому кругу турникета или просунуть бумажный билет в специальное отверстие.
По карте, дизайн которой считается совершенным, легко отыскать нужную станцию подземки и место пересадки в случае необходимости. Карту раздают бесплатно в гостиницах, а также она есть на каждой станции метро и в самих поездах.
На платформах есть таблички со всеми станциями этой ветки и нужным направлением. Но некоторые станции принимают поезда разных веток метро, поэтому нужно следить за электронным табло, где указывают время прибытия и конечный пункт прибывающего поезда. В принципе, все как в наземном общественном транспорте: ждем свой номер поезда и отправляемся в путь.
В случае необходимости пересадки действуем, как в московском метро: выходим на нужной станции и следуем за указателями, висящими под потолком.
Выходя из подземки, опять нужно приложить свой проездной документ к турникету. Так рассчитается стоимость поездки, исходя из пункта начала движения и конечной станции.
Сколько бы ни было станций, веток метро и разных особенностей передвижения в нем, в целом можно сказать, что подземка в Лондоне – один из самых удобных способов передвижения по этому огромному городу без его многочисленных пробок и ожидания под дождем.