Место языческого храма, построенного во время завоевания Британии римлянами, дало тот фундамент, на котором затем был возведен собор Святого Павла в Лондоне. Римляне, воодушевленные богиней Дианой, дали своему месту отправления культа ее имя.
Однако после их ухода с британской земли на этом месте основали первую христианскую церковь столицы Англии. А затем – тот самый храм, нареченный именем святого покровителя и заступника Сити.
Первые сведения, относящиеся к этому памятнику истории и архитектуры, датируются началом VII века. Первый из построенных на этом месте соборов сгорел в 1666 году. О нем известно только по многочисленным средневековым изображениям.
Считается, что это был сложный проект, сочетавший в себе норманнский, романский и готический стили, ведь его не раз перестраивали после каждого из многочисленных пожаров в период XI-XVI веков. Колокольня его была самой высокой в Европе в средние века (порядка 156 метров).
Сохранившийся до наших дней собор Святого Павла строился в период с 1675 по 1710 годы, автор архитектурной идеи – Кристофер Рен. Он построил свое детище, а средствами для реализации этой идеи стали деньги от дополнительного налога на ввозившийся в Англию уголь. Кафедральным этот, а также все остальные аналогичные соборы называют по наличию кафедры, кресла или трона, в переводе с латинского языка.
На этом самом почетном месте восседает епископ, которому, как считается, данное символическое кресло передают сами апостолы. Трон является также символом епископальной власти. В настоящее время такое символическое место имеется в каждом европейском соборе. Статусом «кафедральный» собор нарекают на все время, пока он служит местом отправления культа.
Кристофер Рен поставил перед собой трудную задачу. Он решил выстроить на месте прежнего собор Святого Павла, который стал бы крупнейшим англиканским храмом в Европе и соперничал с собором, который в то время носил титул самого большого католического храма – это был римский собор Святого Петра.
Он хотел реализовать проект простой и грандиозный одновременно. Однако в дело вмешались духовенство и короли – Карл II и Яков II. Они фактически навязали ему свое собственное видение того, каким должен быть лондонский собор.
И все же Рен сумел внести по ходу строительства такие изменения в утвержденный церковью и монархами проект, что последующие исследователи остались в удивлении, как мало общего конечный вариант имел с тем, что предполагалось сделать первоначально.
Храм колоссален по своим масштабам. До последнего времени он держал первенство по высоте среди других зданий в столице Британии (111 метров). Он был возведен на холме и не потерялся в многоэтажном лондонском разнообразии. А тогда, в средневековье, когда самые большие дома столицы были четырехэтажными, его вид был поистине великим.
Он характерен строгостью пропорций, а все его детали гармонируют друг с другом. В этом отношении это одно из совершенных зданий купольной конструкции в Европе. Конкуренцию ему в этом отношении могут составить разве что соборы Святой Софии (Константинополь), Святого Петра (Рим), а также Флорентийский собор.
Площадь у входа в него знаменита имеющимся здесь памятником королеве Анне. В период ее правления был завершен весь процесс строительства. Это – копия, которой был заменен в 1886 году располагавшийся здесь ранее оригинал монумента.
По всему главному западному фасаду имеется украшение в виде огромного, высотой в 30 метров, портика. Он включает в себя два яруса, которые покоятся на шести парах колонн верхнего ряда и четырех парах колонн нижнего ряда. Это сооружение венчает фронтон, имеющий скульптурную композицию, которая называется «Обращение Савла» (так называли Павла до обряда крещения). Автор этой работы – Френсис Берд.
Стороны портика украшены поднимающимися ввысь двумя башнями-колокольнями. Правая (южная) из этих башен славится колоколом, называемым «Большим Полом». Он является самым большим в Британии и весит 16 тонн.
По своей длине храм равен 175,5 метрам. Его внутреннее убранство холодное. Отделку собор имеет ренессансную, а план – готический. Как и во всех протестантских церквях, здесь нет лепной пышности, позолоты и скульптур. Для того, чтобы украсить первоначальный проект, лондонцы даже учредили в 1860 году фонд, денежные средства из которого пошли на сооружение скульптур и создание мозаик алтарной части и подкупольного пространства.
Специалисты же особенно выделяют тот факт, что все архитектурные формы его совершенны, а детали – исполнены с высочайшим мастерством. Это касается резьбы по камню, деревянных скамей, а также великолепных ажурных решеток, материалом для которых стало кованое железо.
http://www.youtube.com/watch?v=hv7QLzyeoG0